Поиск

Наша общественная совесть к 200-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского

Я перечел теперь то, что сейчас написал,

и вижу, что я гораздо умнее написанного.

Как это так выходит, что у человека умного высказанное

им гораздо глупее того, что в нем остается?

Из романа Ф.М. Достоевского «Подросток»




В истории русской культуры есть много примеров, когда один человек

выступал и как литератор, и как публицист. Нельзя не вспомнить Михаила

Васильевича Ломоносова, или Александра Сергеевича Пушкина, или

Николая Алексеевича Некрасова. Однако особняком стоит другой писатель,

чья литературная и публицистическая деятельность получили всемирное

признание. В этой статье речь пойдёт о великом прозаике и публицисте,

наравне с Львом Николаевичем Толстым и Антоном Павловичем Чеховым - о

Фёдоре Михайловиче Достоевском.


Фёдор Михайлович Достоевский (1821-1881) известен каждому русскому

человеку как писатель, исследовавший «подвал человеческой души». Его

глубокие и поистине значимые произведения известны не только в России,

но и во всём мире. «Великое пятикнижие» (романы «Идиот», «Братья

Карамазовы», «Бесы», «Подросток», «Преступление и наказание») – это те

самые книги, в которых Достоевский выступил не только как гениальный

писатель и автор, но и как психолог и философ, обладающий большими

познаниями и жизненным опытом.


Но сегодня мы поговорим о Фёдоре Михайловиче в первую очередь как о

публицисте. Говоря о журналистике XIX века, вспомним, что он оставил

заметный след в её истории и до конца жизни выполнял свой долг редактора,

писателя и издателя.


Публицистическая деятельность Ф.М. Достоевского началась ещё в 1844

году, когда будущий прозаик в журнале «Пантеон» перевёл роман Оноре де

Бальзака «Евгения Гранде». Конечно, он и до этого переводил иностранные

тексты и даже хотел создать свою собственную кампанию, чтобы заниматься

переводами современных произведений для русского читателя. Однако

именно этот опыт проложил писателю путь не только в журналистику, но и в

литературное творчество. Через год Достоевский напишет свой первый

роман – «Бедные люди» и активно продолжит заниматься публицистикой.


Отдельного внимания заслуживает собрание газетных фельетонов Фёдора

Михайловича под названием «Петербургская летопись». Забегая вперёд,

скажу, что именно эти публикации стали прототипом его «Дневника

писателя», о котором я расскажу чуть позже – всему своё время. Вернёмся к

фельетонам. В XIX столетии литераторы и публицисты рассказывали о

последних событиях и новостях именно в этом печатном жанре. Фёдор

Достоевский тоже не отставал от своих современников, привнёс много

нового в жанр фельетона. Такая «карманная записная книжка» содержала в

себе истории, связанные с простыми людьми. Причём рассказчик в них был и

героем повествования, то есть так же, как и все, переживал те или иные

события. Вот откуда появилось желание писателя изучать «подвал

человеческой души» - примеряя на себя роль обычного прохожего, он

анализировал всё, что происходило тогда.


В 1849 году Достоевского арестовали за непосредственное участие в кружке

петрашевцев (революционеров). Вместо ожидавшейся казни его отправили

на четырёхлетнюю каторгу и лишили титула потомственного дворянина и

права печататься в изданиях. Безусловно, это нанесло серьёзный удар

прозаику, после ссылки он возвращается и берётся за работу ещё больше

прежнего. Здесь самое важное то, что Достоевский прошёл через это

жестокое испытание и переосмыслил свои взгляды – он не видел

необходимости в революции и коренных переломах. Писатель считал, что

именно интеллигенция способна изменить общество, сблизившись с

народом, и тем самым нравственно совершенствуясь.


Уже в шестидесятых годах Фёдор Достоевский вместе со своим старшим

братом Михаилом стал редактором двух крупных на то время журналов –

«Время» и «Эпоха». Параллельно сочиняя новые произведения, писатель

публиковался практически во всех жанрах печати. Стоит также сказать, что

именно его публицистические взгляды во многом оказали влияние на роман

«Бесы».


Проходит время, и на смену журналам приходит собственное издание

писателя, о котором я уже упомянул чуть ранее - «Дневник писателя».

Задумка у Достоевского появилась ещё в 1864 году, но только через девять

лет наконец увидела свет в журнале-газете «Гражданин». Спустя несколько

лет писатель создаёт уже отдельное и независимое издание, в котором и

публикует свои тексты. «Дневник писателя» был схож с рабочей тетрадью –

не такие строгие и устоявшиеся формулировки, как это было раньше,

внимание сосредоточено на разных деталях т явлениях, а сами мысли могли

быть хаотичны. Однако читатель понимал их и мог также вступить в диалог с

автором. Кстати, интересный факт – первоначально Достоевский хотел

назвать «Дневник писателя» совсем по-другому – «Записной книгой»,потому что осознавал схожесть своего издания с рабочими заметками. Само

издание просуществовало вплоть о смерти писателя в 1881 году.


Надо сказать, что смерть Достоевского серьёзно сказалась на работе

журналов и изданий, в которых он работал. Уже не было того объёма

публикаций, не было того самого взаимодействия с народом, не стало того,

кто понимал общество и знал, как его изменить его к лучшему.


Говоря о том, какую роль сыграл Фёдор Михайлович Достоевский в

публицистике, очень сложно охватить всё, поскольку это огромнейшая

история. В XXI веке, к сожалению, стали забывать о Достоевском-

журналисте – в первую очередь с писателем ассоциируется «Преступление и

наказание», а не его фельетоны или иные публикации. Вот уже прошло два

столетия со дня рождения прозаика, и эта дата имеет большое значение для

всей русской культуры. О Достоевском раньше говорили его журналы и

издания, а сейчас – весь мир, который постигает творчество одного из самых

сложных, но не менее интересных писателей России. Но изучать

литературное творчество и публицистику Фёдора Михайловича по

отдельности нельзя – они связаны между собой и во многом повлияли друг

на друга. Поэтому, говоря о деятельности писателя и о его творческом пути,

литература и публицистика – это один общий мир, созданный Достоевским

из «человеческой души».


Ключанский Никита, 2 курс


Просмотров: 10Комментариев: 0